menu
person

Балахнинские кружева

История возникновения искусства кружевоплетения уводит нас своей волшебной нитью в Западную Европу XVI столетия.

 

Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и изобразительном характере орнамента.

Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII – XIX вв. был древний город на Волге Балахна.

На развитие промысла кружевоплетения большое влияние оказала Макарьевская - Нижегородская ярмарка. Она являлась не только местом сбыта балахнинского кружева и закупки ниток. Через нее мастерицы имели возможность познакомиться с образцами кружевных высокохудожественных изделий из Западной Европы.

 

Особенностью балахнинского кружева стала многопарная техника плетения, самая сложная и трудоемкая. В ней применяется большое количество пар коклюшек, доходящих при выплетении до 300 пар и более.

Балахнинские плетеи создали особый балахонский манер. Своеобразие его заключается в легкости тюлевых решеток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда.

Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса, количества коклюшек, используемых при плетении.

Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шелковые виноградные косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.

Хороши также известные мотивы «балахонская роза» и «огурец». Балахонская роза стала своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента кружев. Существует предание, что блонды с алыми розочками, обведенными белой шелковой сканью, на золотисто-бежевом фоне были заказаны балахонским мастерицам самой Екатериной II.

Промысел прославил балахнинских кружевниц на всю Россию. Из кружевных рядов на Нижегородской ярмарке изделия попадали в Москву, Казань, Астрахань, Орел, Самару, Владимир, Харьков. Кружева отправлялись и за границу – в Париж, Вену, Лондон.

Увидеть уникальные плетеные изделия кружевниц туристы смогут в Балахнинском музейном историко-художественном комплексе, который имеет три филиала – музей «Дом Плотникова», «Усадьба Худякова», «Музей Кузьмы Минина».

Балахнинский музейный комплекс уже принимал граждан Японии, Кореи, Австралии, Литвы, Испании и стран СНГ. В настоящее время богатая коллекция балахнинского кружева хранится в историческом музее «Дом Плотникова» и насчитывает около 500 экспонатов.

 

Среди кружевных изделий привлекают внимание такие уникальные экспонаты, как шарфы, косынки, кофты, которые и через сто лет удивляют современников своим изяществом и красотой. Сотрудники музея бережно хранят и продолжают собирать кружевные изделия, представляющие историческую ценность.

Сегодня у нас есть уникальная возможность развивать и продолжать традиции нашего балахонского манера, потому что есть в Балахне кружевницы, готовые поделиться секретами своего мастерства!

 

В музее «Дом А.А Плотникова» действует мастерская кружевоплетения «Балахнинские узоры», руководит которой член Союза художников России, старший научный сотрудник Галина Александровна Котова. Помимо преподавания азов кружевоплетения, Г.А. Котова открывает своим ученицам мир художественного оформления сколков, большей частью направляя на создание композиций, отражающих исконно «балахонский» манер.